Главная » Статьи » Игры » Рецензии

Рецензии : Company of Heroes 2

Доступ к бета-версии Company of Heroes 2 мы получили еще этой весной, и увиденное нас обнадежило. Та же отчаянная борьба за контрольные точки, что и в первой части, те же правила и требования к игроку, множество приятных мелочей, вроде погодных эффектов или дизайна строений. Играбельная Красная Армия, наконец!

Мы наивно полагали, что Relic готовы рассказать западному миру о настоящей роли СССР во Второй мировой. Наверное, зря.

► Company of Heroes 2 — возможность взглянуть на войну по-новому!

Утомленные солнцем

Канадская студия Relic набила руку на стратегиях, и мало кто беспокоился о механике и балансе в будущей игре. Куда большие треволнения вызывала странная инициатива — переселить игру с запада на восток. Маршрут армий союзников изучен вдоль и поперек, от атлантических пляжей до германских земель, не один десяток игр посвящен этим операциям. Во многих боевиках про Вторую мировую имелись кампании с советскими бойцами в главных ролях, но отдать на откуп коммунистам целую игру — такое случалось редко.

Relic выкопали творчество советского писателя и военного корреспондента Василия Гроссмана, чтобы продемонстрировать историческую, прости господи, достоверность. В чем же она заключается? Офицеры НКВД, которые расстреливают без суда и следствия всех, кто ослушался приказа или проявил инициативу. Приказ 227 и пули в спину от своих. Поджог родных земель вместе с солдатами, которые не успели отступить. Казнь польских союзников лишь за то, что после войны они могут выступить против СССР. Долгие годы в лагерях для тех, кто не хочет мириться с этими ужасами. Главный герой кампании, с типично советским именем Лев Абрамович Исакович, именно так и поступил — «утратил веру в Курс Партии» и отправился в места не столь отдаленные. Его разрозненные воспоминания на допросе складываются в сюжет кампании.

► Старый полковник явился к своему протеже не просто так, не только для допросов. Но это уже — страшно сказать! — спойлер.

Нельзя сказать, что Relic огульно оклеветала советский строй, что подобных злодейств никогда не было (хотя приказ «Ни шагу назад», возможно, спас страну от гибели). Проблема в том, что показанная история почти целиком состоит из зверств и предательств. Словно Красная Армия воевала не столько с немцами, сколько с собственным руководством. Вся фабула подчинена одной идее — победа вопреки, а не благодаря. Да что там! Кампания открывается наступлением безоружных новобранцев на пулеметный расчет, а титры ползут на фоне освещенной прожекторами «зоны»! Лишь единожды мы увидим настоящий подвиг, все прочее экранное время занято битвами, расстрелами, допросами и бессмысленными жертвами.

► Мы тут капитана из лап фрицев вытащили, а этот изверг — «Не по приказу! Расстрелять!». И ведь за бугром решат, что так было всегда...

Даже оправдать эти кошмары Relic не потрудились. Мы-то с вами знаем, какой ценой был взят Берлин, а в странах просвещенного запада роль СССР в войне принижают и порой пытаются обвинить Советский Союз в каких-то абсурдных грехах. Сюжет никак не покажет американцу, британцу или французу, что вклад Страны Советов был значительно больше, чем принято считать. Битва за Сталинград выглядит жалкой возней в окопах, о блокаде Ленинграда упомянуто лишь намеком. Зато в изобилии и в ассортименте — заградотряды, штрафные батальоны и прочие преступления. Не летопись победы, а папка с уголовным делом.

Кто к нам с чем зачем, тот от того и того!

Несмотря на цветущую антисоветщину, кампания в Company of Heroes 2 по-своему хороша. Не раз и не два приходится завершать задание из последних сил, без подкрепления и, что называется, без штанов. Сами по себе сценарии несложные и не оставляют простора для тактической мысли, но грамотная постановка помогает пощекотать нервы.

На протяжении четырнадцати глав нам устраивают экскурсию по местам воинской славы (а порой и бесчестья). Подступы к Москве, руины Сталинграда, «Дорога жизни», польские крепости — и, наконец, рейхстаг. Каждый раз боевые задачи рознятся, условия постоянно меняются: отступление с применением тактики выжженной земли, охота за «Тигром» (в институт его сдать, для опытов!), диверсии и самоубийственные контратаки, штурм Познаньской цитадели. Так и будем скакать от счастья до самого Берлина — если, конечно, вам по душе линейные задания с обучающим уклоном.

► Сначала «Тигр» нужно подбить — силами нескольких пехотных отрядов. То есть с паническими воплями и скрещенными пальцами. А потом — гусеничным ходом в конструкторское бюро.

ЭТО ИНТЕРЕСНО: бои в Европе продолжались и после взятии Берлина. На юге Германии, где по-прежнему сопротивлялись силы вермахта, в лесах Прибалтики, в Дании и Норвегии. Окончательно Рейх умер лишь после ареста остатков немецкого правительства 23 мая. Однако последние бойцы нацизма сдались лишь в ноябре 1945 года — то были несколько солдат на острове Шпицберген, отправленные для налаживания метеостанции еще в 1944 году.

► Вроде бы оранжевый цвет означает здесь союзников Германии и оккупированные страны, но Италия, Дания и Норвегия остались серыми. Недосмотрели?

Однако вместе с кампанией исторический ликбез не заканчивается. В игру встроили «Театр военных действий», вдохновленный, очевидно, историческими сражениями в серии Total War. Здесь нас выпускают на карту Европы и выдают на руки список сценариев, основанных на реальных операциях. В отличие от сюжетных побоищ, «театральные» сражения куда менее линейны, содержат соревновательный элемент и достаточно сложны. Дело не сводится к обычной борьбе за контрольные точки: то вас заставят истреблять «Катюшами» ключевые объекты (отступление из Киева), то попросят четверо суток отбивать танковые клинья врага (битва за Броды).

► В ракетном дыму не видно ни зги. К приходу вермахта здесь не останется камня на камне!

Кроме того, в «Театре» нашлось место кооперативу — некоторые задания позволят позвать друзей с собой в битву. Сражения один на один с компьютером от этого, надо сказать, хуже не стали. Тем более сражения с ботами или в мультиплеере, которые были и остаются самой задиристой частью игры, кладбищем разбитых надежд для тех, кому не хватило воли, и триумфом стратегических замыслов для тех, кто оказался крепче.

► В обычном skirmish таких танковых полчищ не увидишь, там каждая капля бензина дорога.

Сам ты «имба»!

Со времен бета-тестирования здесь изменилось многое, но суть та же — это по-прежнему динамичная битва за контрольные точки, ресурсы и территорию, причем гораздо более яростная, чем в первой Company of Heroes. Пехота штурмует высоты, танки оставляют воронки, инженеры роют траншеи и тянут колючую проволоку.

Если не замерзнут насмерть.

Потому что многие карты засыпаны снегом по самые уши, а время от времени налетают зимние бури. Не успеют пехотинцы прибежать к костру или укрыться на стенами здания — и останутся лежать до весны. Кроме того, метель замедляет отряды, ухудшает видимость и вообще путает все карты — новация преотличная, хотя и не столь масштабная. Косвенное ее следствие — замороженные водоемы: врагов можно топить, словно шведов, обстреливая ледяную толщу из минометов.

► Если на лед вылезет слишком много техники, он рискует треснуть от неосторожного чиха.

ЭТО ВАЖНО: во время закрытого бета-теста минометы были кошмаром похуже концлагерей. ИИ строил их в немереном количестве, а их эффективность поражала. Сейчас гаубицы присмирели, и компьютер перестал ими злоупотреблять.

Другое важное изменение — система True Sight. Говоря по-простому, туман войны рассеивается только там, куда может смотреть ваш отряд. Снайпера зорки, как орлы, но им не судьба увидеть, что происходит за соседним домом, пока они не подойдут хотя бы к его углу. Номинально это свойство можно использовать для засад, но темп игры просто не позволяет сосредоточиться на обустройстве подобных ловушек. Нас теснят в трех секторах, а в тылу кто-то сжигает лес. Какие уж засады!

Наконец, в ходе битвы вам предложат выбрать одного из трех командиров, которые дадут вам различные бонусы в зависимости от своих стратегических предпочтений. Например, танки особого назначения, авиаудар или доступ к каким-нибудь войскам. Выбор «подручных» генералов можно изменить в меню бюллетеней, только сначала командиров придется открыть... или купить. Кроме того, в меню есть вкладки внешнего вида и бонусов. Прибавки открываются по выполнении условий: убил 600 солдат пулеметным огнем — и отряд пулеметчиков станет на 5% быстрее стрелять.

Что касается новой стороны конфликта — Красной Армии, — то здесь все и хорошо, и спорно. Про ее колорит можно и не говорить, штаб в землянке говорит сам за себя. Вот баланс сил... тут уже сломана тысяча копий и предстоит сломать еще немало.

► К мультиплееру прикручена система уровней, словно в модном боевике. С новыми лычками откроют новые бюллетени.

Советский Союз гораздо разнообразнее и универсальнее Третьего рейха по пехотной части. Есть дешевые новобранцы, есть бывалые штрафники, есть штурмовики и гвардейцы, которым палец в рот не клади. И в каждом отряде по шесть человек против четырех в формированиях немцев. Это касается и орудийных расчетов: там, где у нацистов три пулеметчика, у коммунистов их шесть.

Мало того, для пополнения пехотных отделений не нужно отступать на базу. Во-первых, новобранцы умеют пополнять другие отряды своими бойцами: было три гвардейца и шесть призывников, а стало шесть гвардейцев и три призывника. Во-вторых, есть дешевые и быстрые американские грузовики (лендлиз!), играющие роль полевого штаба, — то есть у отрядов поблизости активна кнопка пополнения.

ЭТО ВАЖНО: саперные бригады остались жалкой тенью своих немецких коллег. Строить бункеры их так и не научили, только расставлять противотанковые мины, обматывать тротуары колючей проволокой да собирать орудия из подручного хлама.

Пехоту попытались сделать универсальной. Советские новобранцы умеют кидать коктейли Молотова — очень полезно против пулеметных расчетов; их же можно вооружить противотанковыми гранатами. В теории толпа пушечного мяса должна разгонять панцерваффе, как ОМОН — несанкционированный митинг, но на практике бронемашины почти всегда остаются вне зоны броска гранаты. Хотите гоняться за танком? Даже если не хотите — он убегать хочет.

А с танками у Советского Союза, как ни странно, туго. Очень многие жалуются, что на поздних этапах игры Германия зажёвывает «Тиграми» любую оборону. Доказать чью-либо вину здесь крайне сложно, потому что ни урон, ни прочность, ни другие характеристики нигде не обозначены. Подбили с одного выстрела? Вот и гадай — почему. Шесть фугасов в гусеницу, и всё нипочем? Радуйся — и тоже гадай. Одно можно сказать точно: даже если немецкие танки крепче, быстрее и кусаются больнее, в целом баланс сохранен. Это показали исследования самой Relic — 51% побед остался за нацистами, 49% — за Советами.

В любом случае, без умения играть в Company of Heroes 2 живется трудно. После десятка поражений неизбежно начнешь совершенствоваться. Отрицательный опыт — тоже опыт.

ЭТО ИНТЕРЕСНО: в сообществе многие уверены, что немцы несбалансированны и по всем статьям круче русских. Некоторые форумные эксперты объясняют дисбаланс тем, что в рунете игроки из патриотизма сражаются только за Советский Союз. Больше играющих — больше проигравших — больше жалоб. Хорошая шутка с оттенком правды: Красная Армия на самом деле труднее дается, и микроконтроль тут почти необходим, а к этому готов не каждый.

* * *

Несмотря на трагическую гибель THQ, Relic удалось довести Company of Heroes 2 до ума. Нельзя сказать, что это прорыв, — оригинал и так был хорош, а продолжение, что называется, «развивает идеи». Притом удачно и не разрушая хрупкую экосистему (тут, правда, найдутся несогласные). А вот благое намерение — показать истинное лицо Советской Армии — пошло прахом. Вместо великих деяний и подвигов нам четырнадцать миссий кряду показывают тоталитарное безумие, достойное Никиты Михалкова с его «Утомленными солнцем-2». И даже музыка, отличная музыка, сплетение классических мотивов в духе композиторов начала века с народной музыкой и военными маршами, — нагоняет больше трагизма, чем пафоса. Вот уж не думали, что будем жалеть об отсутствии пафоса...

Порадовало
Огорчило
  • все тот же бешеный темп игры;
  • кампания и «Театр военных действий»;
  • генерал Мороз и ледяные могилы;
  • поразительно подходящая музыка.
  • сценарий перебирает с антисоветчиной;
  • высокий порог вхождения;
  • не так уж значительны изменения — тянут скорее на крупное дополнение.
Главные рейтинги
8/10
Геймплей
9/10
Визуальный ряд
8/10
Интерфейс и управление
9/10
Звук и музыка
«Ачивка» редакции
Тонущие котята
Пустить под лед стаю «Тигров» и не заплакать.
Особые рейтинги
10/10
Залп «Катюш»
Вы-ы-ы-ыходила, песню заводила... да как заорет, задымит, закачается! Ни с чем несравнимое зрелище, когда колонна из шести машин реактивной артиллерии БМ-13 единым секстетом открывает огонь! Девяносто шесть ракет, завывая, словно верховные демоны преисподней, взмывают в небо и обрушивают ярость советских инженеров на головы захватчиков. «Катюша» — машина дорогая, и пользы от нее в игре не то чтобы очень много, но каждая удачная ракетная атака — это настоящий праздник!
9/10
«Сраные фашисты!»
Реплики красноармейцев радуют куда больше, чем весь сюжет кампании вместе взятый. Они звучат сами по себе, а не когда выделяешь отряд, и имеют наш, родной, колорит. «Эх, сейчас бы ча-а-аю... С сахаром!», «...и тут входит ее сестра!», «Я ей пишу про «Тигров», «Пантер», она, поди, думает, что я в Московском зоопарке». Ну и наш фаворит: «Да, я русский! Но не все русские любят водку!»
Вердикт
ОЦЕНКА САЙТА
8,0
ОТЛИЧНО
Зимние сражения, пролитая за Родину-мать кровь, отпор нацистским оккупантам — все это не вредно показать непуганому западному игроку, да только вместо подвигов — одни ужасы про пушечное мясо и расстрелянных героев. Если же не оглядываться на идеологию, то Company of Heroes 2 — именно такая RTS, какую мы ожидали получить.
Категория: Рецензии | Добавил: romby123 (11.07.2013)
Просмотров: 438 | Теги: Рецензии : Company of Heroes 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]