Главная » Статьи » Игры » Руководства игр |
— Ваше величество, к вам посыльный из Бездонных топей! — Э-э-э... А это где? О, это мое владение? Надо же, а на кой оно мне... И что там стряслось? — Да вот, ваше величество, ящерицу двухголовую видели... — И что? Доставили чучело в мою кунсткамеру? — Никак нет. Старики говорят — предзнаменование это. Беду предвещает. — Ваше величество, — вмешался советник, — маги говорят, чтобы развеять эту самую беду, им 40 кристаллов нужно. А по-моему, так гори эти топи синим пламенем, они нам столько за полгода не соберут! — Да как же так, ваше величество! Мы ведь тоже как-никак верные подданные... — Нет, синим пламенем не надо. Торфяной пожар — это ни к чему. Развейте к болотным кикиморам эту ящерицу. — Спасибо, ваше... — Ну, кто там следующий? — Ваше величество, к вам господин дьявол. — Да ну его к черту... Стоп, как дьявол? Сам? Лично? — Так точно... У него к вам предложение... Между прочим, этот диалог — почти буквальное изложение игровых событий. В пошаговой стратегии. Стратеги меча и магииСогласно наиболее достоверной теологической информации, полученной нами, Сатана намерен вывести свои силы на поверхность вот в этом пункте. — Он ткнул в карту толстым пальцем. — В первой линии будут дьяволы, демоны, суккубы, инкубы и все прочие того же класса. Правым флангом командует Велиал, левым — Вельзевул. Его Сатанинское Величество возглавит центр. Р. Шекли, «Битва»
Но до переговоров с дьяволом дело дойдет позже. А пока что перед нами — карта фэнтези-мира (динамически созданная, между прочим!), разбитая на лоскутки территорий, как в какой-нибудь Europa Universalis. И нам принадлежит один кусочек; соседние мы видим, об остальных можем лишь догадываться. Порыскаем мышью по окошку игры — и находим кнопку «Родовой замок». В нем — возможности строительства, гарнизон, сокровищница, магическая библиотека (впрочем, она пока только в проекте) и, конечно же, наем героя. Для начала выберем героя; их предлагается на выбор четыре варианта: воин, маг, разведчик и командир. Попробуем захватить ближайшую провинцию; игра любезно сообщает, что ее охраняют шестеро бойцов, среди которых замечены ополченец, пращник и мечник. Атаковать, отступить или, быть может, желаете побеседовать? Бой напоминает King's Bounty или Heroes of Might & Magic с извечными «гексами»; правда, нет никаких «стеков бойцов», каждый воин — это отдельный персонаж, а не отряд в полсотни рыл. Кажется, что с игрой все уже понятно... но это впечатление, мягко говоря, обманчиво. Как от века принято играть в «Героев» и им подобные игры? Да очень просто: скупить в замке все, что шевелится (и на что хватит денег), — и резво бежать открывать карту, завоевывать все встреченные поселения и нанимать еще больше войск. Опробовав эту тактику в «Эадоре», вдруг понимаешь, что остался без гроша, армия потрепана, пополнять ее не на что... черт побери, что же я сделал не так? Ответ кроется в графе «жанр». Там написано: глобальная пошаговая стратегия. Ключевое слово — «глобальная» — перед нами родственник скорее Master of Magic и Civilization, чем «Героев» (хотя и очень дальний). Давайте нажмем на значок в виде короны в правом нижнем углу экрана. Нам покажут статистику по королевству; сейчас интересует такой пункт, как доходы и расходы. Доход до отвращения невелик, а в статье убытков красуется немалая сумма — за поддержку войск. Расширив владения вдвое, мы вовсе не удвоим доход. Прежде всего потому, что за владение гордым клочком болот под названием Бездонные топи мы будем получать... ну, например, три монеты за ход. Чтобы представить себе масштаб цен: наем одного лучника стоит монет 60-75 (почему так приблизительно, мы обсудим позже), строительство магической гильдии всего-то второго уровня — с полтысячи, а домика для «элитных» войск — несколько тысяч. Нет, если хочется построить стабильно выгодную экономику, то в «хорошие» провинции придется вкладывать и силы, и деньги: заботиться о настроении жителей, заниматься благоустройством, защищать.
Возможно, вы представили себе что-нибудь вроде «Виктории» с ее запредельным микроменеджментом — или как минимум «Цивилизации», где 99% времени вы отвечаете на вопрос «что дальше строить в этом городе»? И снова мимо. Менеджмент провинций занимает не так уж много времени, а героев, которыми можно перемещаться и воевать, у вас будет два-три, едва ли больше. «Эадор» — игра в решение стратегических задач, а не в оптимизацию капитального строительства. А если вы убеждены, что король сказочного королевства должен не экономику созидать, а поражать чудищ железной рукой... что ж, можно попытаться управиться и таким способом. Только тогда зарабатывать нужно не захватом провинций, а уничтожением засевших на вашей земле монстров. Выгнали чернокнижников из башни или троллей из болота — и вот в казну сыплется сразу несколько сотен монет. На это уже можно жить... только и на этом пути есть свои преграды. Так на что же Эадор в конце концов похож? Из «суперхитов» и «бестселлеров» — ни на что! Самый близкий родич — серия Dominions, но и от нее до Эадора много верст густым буреломом. Вот вам и «очередная фэнтези-стратегия»! О пользе и вреде независимостиИ теперь в захолустье, в трущобе, в дыре, Отыскав подходящее место, Совершенно один, на пустом пустыре, Он возводит свое королевство. Терпеливо, ценою большого труда, Он рисует проекты и карты. Он один воздвигает свои города И свои водружает штандарты. М. Щербаков, «Мое королевство»
Секрет необыкновенности «Эадора» кроется в старом афоризме: «Ноев ковчег строили дилетанты. Профессионалы построили «Титаник». Дело в том, что студия Artifactorium, сделавшая игру, состоит, похоже, из одного-единственного человека — Алексея Бокулева, он же Adrageron. Картинки и музыку сделали другие по его заказу, но весь игровой дизайн, тексты и программирование созданы им в одиночку. Да, графика в результате не блещет. Совсем. Так, например, в ней вообще нет никакой анимации: фишки бойцов просто сдвигаются по экрану, как во времена Warlords. Картинки воинов, правда, красивые и узнаваемые — не в пример какой-нибудь «Мальгримии», но совсем не шевелиться — не есть gut. Нечем похвастаться и карте: к примеру, лоскуток с лесом стыкуется в лоскуток равнины без какого-либо перехода, что, скажем прямо, режет глаза. И разрешение экрана тоже не самое «современное» — 1024 на 768 и ни копейкой больше (но при этом можно без проблем играть в оконном режиме). Зато Адрагерона ничто не сдерживало. Он мог себе позволить плевать с высокой башни на то, как нынче «принято» делать игры, и просто писать свою собственную. Как делали двадцать лет назад, когда понятия «жанра» еще не существовало и всякий придумывал компьютерную игру с нуля. Не экономил автор и на количестве. Как вы скоро убедитесь воочию, в вашей столице можно построить двести восемь разных зданий. Повторяю: двести восемь. Сколько там в «Героях»?.. И это изобилие — не для красоты, от него зависит стратегия, тактика и, немножко, баллистика.
В отличие от Master of Magic или Age of Wonders, в начале игры тут не нужно создавать «стартовую конфигурацию» — выбирать виды магии, расы и так далее. Все это делается в процессе игры: выбирая здания или заключая союз с нечеловеческой расой, вы закрываете себе одни пути к развитию и открываете другие. Начинают все одинаково, но ближе к середине игры армии и возможности игроков разнятся не менее, чем в МоМ. Единственное, где независимость проекта пошла ему в серьезный минус, — это способ приобретения игры. Чтобы превратить демоверсию (которую вы найдете на нашем диске) в полноценную игру, нужно сперва установить игру, потом оплатить ее на сайте (принимаются почти все известные в природе способы оплаты), а потом послать файл eador.lok непосредственно автору и получить от него ключ. Причем ключ этот может не сработать при переустановке Windows, что, воля ваша, уже чересчур. Королевский судВаше сиятельство, тут экскременты привезли. Желаете посмотреть? В. Долматов
А что там насчет переговоров с дьяволом? А вот что. Каждый или почти каждый ход в королевстве что-нибудь случается. Например, в такой-то провинции торговый караван просит пропустить его по вашим землям и предлагает 50 золотых; что вы сделаете — пропустите, затребуете больше или откажете? В другой местности завелся тролль и кушает детей. Будете с ним воевать (если есть чем), наймете авантюристов или разведете руками и прольете непрошеную слезу над скушанными детками? А вот вопрос посложнее. Городок беспокоят живые мертвецы. Что будете делать — пошлете команду авантюристов разбираться, или попросите святых отцов прочитать экзорцизм, или без долгих разговоров отправите на костер подозрительного городского чародея? Можно сделать и то, и другое, и третье... только учтите, что и авантюристы, и святые отцы работают отнюдь не бесплатно, и только дрова для костра у нас по дешевке. В еще одном селе Гадюкино лекарь основал больницу. Теперь там, наверное, не будет моровых поветрий. Правда, оплачивать больницу каждый ход отныне вам. Что скажете? «Спасибо, добрый человек!», «Спасибо, вот тебе 50 золотых за труды», «Убирайся с моих земель, жалкий шарлатан!»? Платить 50 золотых никто не заставляет, но, возможно, если все-таки заплатить, инициативу поддержат другие безработные лекари? Охотники поймали единорога. Продадим его на чучело или маткомпоненты (за очень приличную сумму)? Отпустим? Вылечим? Что за это будет — а черт его знает. Разберемся со временем... Даже если вы запомнили «правильный» ответ, не факт, что в следующий раз он будет таким же.
А то еще заявляется к вам дьявол — и предлагает построить ему где-то в медвежьем углу портал (от которого у местных жителей начнется разброд, шатание и пляска святого Витта), а в обмен предлагает ценный артефакт. Или приходит какой-то потрепанный мужик и говорит, что он великий архитектор и может возвести Храм Древних. Или... А самое забавное, что сделанные вами выборы не пропадают — они запоминаются. От них зависит, сильно ли бунтуют подчиненные вам народы, часто ли к вам приезжают торговцы и бродячие артисты, много ли набегов совершают дикари... А еще от них зависит, какой титул вы получите в итоге и как будет выглядеть победная концовка. Вот так-то. Правда, когда ваше королевство станет большим — я имею в виду, по-настоящему большим, таких событий станет происходить по десятку в ход, и они успеют несколько утомить. Зато тексты написаны прекрасно, и вам всегда предоставляется выбор. Даже в ответ на сообщение, что из сетевых режимов есть пока только hotseat, предлагается выбрать реплику: — Это безобразие! — Ясно... Приступим?Стоит немножко разобраться в том, как устроен Эадор, — и он долго-долго не отпустит. За простенькой графикой скрывается уйма вариантов тактики и стратегии, приятных моментов и забавных идей. Может, Dominions лучше «заточен» под сетевую игру, «Герои» красивее, а в Age of Wonders только на то, чтобы перепробовать все расы, уйдет полжизни; но в Dominions слишком много зависит от стартовой генерации «божества», «Герои» по сравнению с Эадором примитивны, а Age of Wonders неприлично затянута. А попросту говоря — я давно уже не видел настолько приятной лично мне пошаговой стратегии. Вердикт: Тот, кто пропустит «Эадор» из-за слабой графики, совершит грандиозную глупость. | |||||||||||||
Просмотров: 1241
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |