Главная » Статьи » Игры » Руководства игр

Руководство и прохождение по "Готика 4: Аркания"

История Gothic интересна сама по себе. Начавшись как дебютный проект небольшой студии, она раскрутилась, обзавелась издателем и поклонниками... а затем пала жертвой маркетинга и амбиций. Третья часть стала лебединой песней серии, какой мы ее знали. А в четвертой изменилось многое, начиная с разработчика...

Герои нового времени

Дымится небосвод, взрываются светила,

Он видит павший Рим, ликует его дух,

С ним пьют на брудершафт и Рюрик, и Аттила —

Он в центре всех эпох, неистовый пастух!

Тимур Шаов, «Мечтательный пастух»

Безымянный герой из прошлых игр стал королем Робаром Третьим. Он объединил большую часть земель, но в какой-то момент повредился в уме и пошел труднообъяснимой войной на южные земли. Паладины Робара, вопреки долгу, сеют не свет и веру, а огонь и смерть. Города-государства один за другим падают под натиском армии бывшего Безымянного...

А тем временем на небольшом островке Фешир местного пастуха мучают ночные кошмары. Вернее, не то чтобы мучают, просто снится ему, что-де он сам — король, в руках его — пылающий меч, взгляд затуманен, а в голове вещает чей-то голос.. В роли короля пастух не нежится в палатах, в окружении слуг, яств и одалисок, что было бы куда логичней, а уничтожает скелетов и демонов. От героических сновидений парня отрывает девица чрезмерно крестьянской наружности, которая оказывается... его невестой и дочкой сельского головы.

Знакомьтесь — Айви, ваша будущая супруга. Красотка, правда? Если вам по душе конопушки.

После взгляда на нее так и хочется уличить пастуха-сновидца в корыстолюбии и желании пробиться к власти кружным путем через алтарь. Но вскоре окажется, что наш герой действительно любит свою Айви, просто вкусы у него несколько странноваты...

Кстати, что это мы все «герой» да «пастух»? Все очень просто — имени у персонажа, как водится, нет. И всю игру его будут звать не иначе как «Эй ты, искатель приключений!». Что ж, нам не привыкать. Да и сама история не нова. Разве что нынче миру угрожает не Белиар, а последовательница загадочной Богини.

Кукольный театр

Лица стерты, краски тусклы —

То ли люди, то ли куклы,

Взгляд похож на взгляд, а тень на тень.

И я устал и, отдыхая,

В балаган вас приглашаю,

Где куклы так похожи на людей.

группа «Машина времени», «Марионетки»

Иногда оператор выбирает довольно странные ракурсы.

Мир игры остался прежним и в то же время изменился до неузнаваемости. Издатели не скрывали своей ориентации на североамериканский рынок и своего желания следовать принятым там традициям. Главной идеей стало упрощение всего, что упрощению поддается.

Первой жертвой пал живой мир. Ведь разыскивать по городу кузнеца, который — экий стервец! — пошел после работы хлебнуть медовухи, очень накладно. Отныне все торговцы и сюжетные персонажи стоят лишь там, где им положено по долгу службы. Стало ли удобней? Пожалуй. Но атмосфера уже просела.

Диалоги могут похвастаться кинематографичностью. То есть камера подбирает удачные ракурсы и, за парой исключений, со своей ролью справляется. Но вот актеры в этом кино ни на что не годны. Мужчины стоят столбом. Женщины вызывающе отклячивают бедро (так и хочется воскликнуть вслед за секретаршей Верочкой из «Служебного романа»: «Где вы набрались этой пошлости?!») и лишь изредка демонстрируют, причем часто не к месту, какой-нибудь жест, коих едва ли наберется с десяток. Диалоги озвучены, но легче от этого не становится. Мимика и артикуляция совершенно не соответствуют тому, что говорится.

Почтенная горожанка слегка удивилась, когда к ней в дом завалился мокрый мужик в грязной кожаной куртке, с черепом на голове, и улегся рядышком.

А главная беда в том, что персонажи одинаковые. В игре всего три-четыре мужских модели и парочка женских. Накладные усы и бороды, как и татуировки и головные уборы, от этого не спасают — вас повсюду будет преследовать ощущение дежавю. Уникальной внешностью могут похвалиться разве что главный герой, несколько ключевых персонажей да старые знакомые из прошлых частей.

Увы, но жители Аркании совершенно обезличены. Да и сам главный герой неубедителен. Он пытается острить (местами даже удачно), но все остальное в его исполнении — от праведного гнева до признаний в любви — выглядит ужасно наигранным. Больше всего наш пастух похож на обыкновенного барана, который обреченно бредет куда ему укажут, лишь изредка взбрыкивая и порываясь бодаться.

И вновь начинается бой

План? Зачем мне план? У меня есть топор!

Горн

Этот мир очень красив и разнообразен... до тех пор, пока вокруг нет людей.

Бои новым разработчикам определенно удались лучше, чем предыдущим. Прежде всего, противников теперь не получится «защелкать» мышью. Здоровья у них навалом, нападают они обычно группой и больно кусаются. К тому же большинство из них обучено дистанционным атакам.

В нашем же распоряжении — холодное оружие, луки с арбалетами да скудный набор чар. В ближнем бою мы можем не только блокировать удары, как раньше (блоки уже далеко не так эффективны, противники их с легкостью пробивают и не стесняются заходить со спины), но и кувыркаться во все четыре стороны. Постоянные кувырки — лучшее спасение от когтей, клыков, мечей, огненных шаров, жал, стрел... да чего угодно. В движении — жизнь. Но, с другой стороны, это означает, что иные способы перемещения практически не востребованы. Если в Morrowind все всегда передвигались прыжками, то здесь вас ждут сплошные кувырки.

Атакующих приемов тоже прибавилось. Вы можете бить слабо либо зажать кнопку удара и стукнуть сильнее. Изначально герой умеет крутить несложные связки из четырех ударов подряд, но постепенно это количество возрастет и даже появится возможность проводить целые серии — если вовремя щелкнуть мышью в момент, когда оружие загорится желтым светом. Комбинаций разных приемов довольно много, разновидностей врагов тоже порядком, так что бои вполне разнообразны и наскучивают нескоро.

Я бегу домой, а за мной бежит и одновременно прожаривается ужин.

С луками и арбалетами обращаться несколько сложнее. Первые приходится какое-то время натягивать — чем дольше держите кнопку, тем больше урона нанесете. Вторые после каждого выстрела перезаряжаются, и, пока это происходит, герой не можете кувыркаться. Стрел для лука обычно вдоволь, а вот арбалетные болты — настоящий дефицит. Еще реже встречаются особые снаряды со спецсвойствами — например, специальные вампирические стрелы, которые перекачивают здоровье врага стрелку. Имейте в виду, что попадание в голову наносит куда больше повреждений, так что меткость тут приветствуется.

К сожалению, стрелковое оружие заметно нарушает игровой баланс. И хотя проверенный годами прием «дятлования» здесь не действует — если залезть на дерево, враг какое-то время потопчется внизу, а потом удалится, игнорируя выстрелы в спину, — появился новый метод. Враги совершенно не умеют атаковать с разбегу; прежде чем нанести удар, им требуется остановиться и замахнуться, и практически любого из них можно утыкать стрелами, пятясь. Исключением стали лишь некоторые звери с таранной атакой (скажем, кабаны), от которой приходится уклоняться кувырками. Да и против вражьих стрелков метод неприменим — противники метки до изумления, даже упреждение рассчитывают, и на длительную перестрелку у вас может попросту не хватить здоровья.

Но самый простой способ побеждать, не прилагая к этому особенных усилий, — это магия. Герою доступно всего три заклинания, но каждое из них можно улучшать и модифицировать.

Огонь наносит самый большой, хотя и растянутый во времени урон. Со временем герой может научиться накапливать энергию и бить по площадям. Чаще всего огонь применяется против большой толпы слабых врагов, которых отчаянно лень бить поодиночке, становясь грозной силой только при максимальном развитии. Просто постоянно кувыркайтесь и поливайте супостатов пламенем.

В дуэлях с магами главное — хорошо уклоняться.

Если же враги слишком быстры, или излишне толстые, или же среди них слишком много стрелков или колдунов, на выручку придет магия льда. Она наносит много урона единовременно и замедляет цель. А с потерявшим подвижность противником уже можно делать что угодно — отбежать и восстановить ману, выстрелить в голову или провести серию ударов. Любая атака замедление снимает, но заклинание можно тут же повторить. Кроме того, подмороженные враги чаще промахиваются.

По мере углубления в дебри ледяной магии врагов можно будет замораживать на более долгий срок — вплоть до выведения одного из них из боя путем превращения в ледяную статую.

И наконец, сильнейшая головная боль ваших врагов — молния. Она потребляет меньше всего маны, урона наносит прилично и полностью отключает пораженного врага на несколько секунд. Что можно сделать за эти мгновения? Скажем, ударить топором или пустить стрелу в лоб, а заодно успеть восстановить затраченную ману и тут же ударить еще. И еще. И еще. И еще. Пока враг не помрет, так ни разу и не шелохнувшись.

Заклинанию абсолютно все равно, кто ваша цель — гигантская оса, орк или тролль, хорошо хоть главная злодейка иммунна к эффекту оглушения. Под конец игры, когда полоска маны будет заполняться как горшочек с кашей, вы сможете бить таким макаром сразу двоих. По мере развития заклинания молния начнет бить сразу по нескольким врагам (правда, маны это требует слишком много, она не будет успевать восстановиться) и даже мгновенно убивать тех, у кого осталось меньше трети здоровья.

На этом магия заканчивается. Превращения в разных тварей, левитация, а уж тем более заявленные когда-то изменения погоды, увы и ах, не с нами.

Между двух стульев

За двумя зайцами погонишься — далеко убежишь.

Шутка

Охотимся на жабоящеров. Твари это неприятные, так что расстояние мы выбрали побезопасней.

К сожалению, к концу игры приедаются даже бои. Герой становится слишком силен, окружение перестает быть разнообразным, а глубины в игре так и не прибавляется. Но, по крайней мере, в происходящих событиях начинают проявляться последовательность и логика.

Большинство подземелий не надо пробегать в обе стороны, как правило, выход оказывается неподалеку от входа. Разработчики изо всех сил старались угодить сразу двум аудиториям. И преданным поклонникам серии, и «новой крови», которая должна в нее влиться. Получилось, как обычно, посредственно.

«Аркания» — первая ролевая игра, которую ролевой нужно делать самостоятельно. К примеру, изначально мы можем производить зелья, еду и оружие где угодно — хоть в чистом поле, хоть в дремучем лесу. Но при этом в игре есть вполне антуражные кузницы — с плавильней, наковальней, бадьей воды и точильным камнем. Только вот изначально всем этим пользоваться нельзя — для начала нужно включить нужную опцию в меню!

И даже после этого последовательный процесс выплавки и ковки останется чисто декоративным. Зачем накаливать заготовку, придавать ей форму меча, охлаждать и точить, если ровно то же самое делается одной кнопкой в любой точке пространства.

Хотите жарить еду на костре — пожалуйста! Варить зелья у алхимиков — запросто. Но бессмысленность этих действий быстро сводит удовольствие на нет. Если бы в меню включалась не только возможность использовать кровати, котлы и наковальни, но и необходимость — мир заиграл бы совершенно другими красками. Но когда тщедушный маг с вагонеткой угля и железа в кармане вдруг прямо из воздуха создает огромный двуручник и бросается в атаку на удивленных монстров, атмосфера окончательно испаряется. Да, играть стало намного удобнее, но какой ценой?

По теням в игре вполне можно ориентироваться. Например, заранее увидеть врага.

И это при том, что внешне игра просто великолепна, — хоть что-то ценится в обоих лагерях одинаково! Отличный свет, четкие тени, потоки воды, струящиеся по всем поверхностям во время дождя, колышущиеся от ветра деревья, симпатичные домики, достоверные города и просто чарующие пейзажи! Недостатков не так много — неважные текстуры там, куда нельзя дойти, блеклое небо и не лучшая оптимизация. Звуки мира не отстают. Если вы можете позволить себе многоканальную акустику, «Аркания» воспользуется ею на полную катушку. Клацанье зубов из кустов предупредит вас об опасности, а рев позади добавит ощущений. Гул водопада, шум ветра, плеск волн, кабаний хрюк — все это позволяет вжиться в мир... пока вы не встретите очередное поселение клонов.

• • •

Как это ни прискорбно, «Аркания» — закономерное продолжение многострадальной серии. В ней есть удачные находки, но гораздо больше загубленных старых идей. Обойдя в кои-то веки грабли багов и почти миновав дисбаланс, разработчики наступили на новые — необходимость сделать одну игру для разных людей. По всему видно, что они очень старались, и что-то даже получилось. И потенциал у них определенно есть. Осталось только решить, чего ж они хотят — выйти к широким массам с очередным ролевым боевиком или сделать ролевую игру для куда меньшей, но преданной группы поклонников и сочувствующих. Доживет ли только до этого сама «Готика»?..

Вердикт: Вопреки всем клятвам разработчиков, от предыдущих частей в новой «Готике» остались только мир да пара персонажей. И только это удерживает ее на краешке ролевого жанра, не давая скатиться до боевика с ролевыми элементами.

Категория: Руководства игр | Добавил: romby123 (04.07.2013)
Просмотров: 515 | Теги: Руководство и прохождение по Готика | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]