Главная » Статьи » Игры » Руководства игр |
2Главная заповедь будо гласит: удар исходит из сознания. Принципы будо Когда мы последний раз рецензировали достойные единоборства? И рецензировали ли?.. Ведь традиционно это не наш, не компьютерный жанр. И вот — такой громкий анонс. Возвращение легендарнейшей серии и ее приход на PC. Игроки-«приставочники» давно ждали Street Fighter IV, а вот мы в легком смятении. Кто-то никогда не сталкивался с подобными проектами, кто-то считает их не стоящей внимания детской забавой. В общем, совершенно неясно — что, для кого, зачем и весело ли? Будем разбираться.
Нет ничего странного, что на персоналках единоборства не стали популярны. Внешняя простота, бездумность, легкость, зачастую японская стилистика и неудобное управление... Кроме того, те, кому по душе этот жанр, уже давно обрели желаемое на приставках. Однако единоборства для компьютеров — отнюдь не миф. Первые Mortal Kombat, оригинальный Street Fighter, Budokan — их можно было обуздать при помощи клавиатуры. Лет этак десять-двадцать назад... Есть и современные аналоги, но их мало, и они уже попали в разряд «нечто странное, сложное и на любителя». Street Fighter IV — первая игра в жанре единоборства в XXI веке, которая выходит на PC с таким шумом. Она вполне стандартна и напоминает первые части серии, вышедшие пятнадцать лет назад и захватившие аркадные автоматы. Тогда многие впервые познакомились с ныне подзабытым жанром. Capcom как раз и сделала на это ставку. Не просто игра, но ностальгия, приятные воспоминания чьего-то детства или молодости. Если вам довелось играть в Street Fighter I-II, четвертая часть покажется на удивление знакомой и близкой. Ведь новых персонажей единицы, практически все — наши старые знакомцы. И приемы у них остались прежними, и манера боя. Вот Рю с криком: «Hadouken!» — бросает огненный шар, и в голове сразу что-то щелкает — это уже было, точно было! Бланка внезапно ударил противника током, и опять перед глазами мелькают образы. Потом появляется Далсим с его вытягивающимися конечностями, Вега в железной маске, боксер, русский борец...
Даже бои напоминают те, старые, еще на игровых автоматах. Герои теснят друг друга к краю арены, ловят на использовании умения, перепрыгивают через разномастные снаряды. Дерутся здесь не так быстро, как, например, в Tekken или Mortal Kombat. Удары часто встречают блок, противники прощупывают друг друга, стараются перехитрить. Удар по корпусу, сразу подсечка или прыжок за спину и через мгновение — бросок. Комбинации простенькие, выполняются легко и потому применяются часто. Большинство персонажей сбивает соперника мощным апперкотом, из-за которого оба оказываются в воздухе. Припоминаете? Разработчики не используют аллюзии или отсылки, а просто копируют из первых проектов и переносят в новую игру. Современный движок и подправленные правила прилагаются, но в целом игровой процесс остался прежним — характерным для 2D-единоборств. Столь полномасштабного дежавю я не испытывал никогда. Да, я все это видел в прошлых частях, много лет назад... но почему же перед глазами встают вот эти вот модели, трехмерные, современные, красочные?! Кажется, разработчикам удалось их маленькое скромное чудо... Две дороги, два Пути (ЊdnS- Њdn№Х)Относи свои успехи только к мудрости своих учителей, а свои поражения — только к собственной нерадивости. И тогда ты осилишь свой Путь. Восточная мудрость
Удачная попытка освежить в памяти законсервированные образы в чем-то играет разработчикам на руку. Тех, кто уже знаком с серией, проект несомненно привлечет и развлечет. Но ведь для кого-то четвертая часть станет первой! Ни дежавю, ни ностальгии — одно недоумение. Сюжет игры очень тесно связан с богатой историей вселенной Street Fighter, но она известна далеко не всем... Стойте, стойте... История, да еще и богатая?! У нас тут вроде бы единоборства, нет? Пришел один боец, пришел другой, звучит крик: «Fight!» — и, кроме мордобития, никаких чудес. Разве не так?.. А вот и нет. Street Fighter — серия японская, а любовь этой нации к длинным сюжетным линиям с обилием диалогов нам известна давно и неплохо. Вспомним их ролевые или тактические игры. Двадцать минут читаем, пять минут действуем. Пока персонажи вновь не решат, что пора обсудить содеянное... Мир Street Fighter — это возведение в абсолют восточной философии единоборств. Идея постижения Пути здесь превратилась в изучение внутренней силы, которая есть у всех бойцов. Одни пытаются ее усмирить и обуздать, другие — преобразовать в нечто созидающее. Третьи подчиняются ей, становятся ее оружием — и обретают власть. Не особенно оригинально и, быть может, излишне пафосно, но по духу очень близко тому, что говорили восточные мыслители и учителя боевых искусств. Не удивляйтесь, если герои перед битвой будут долго спорить о природе силы и о том, как правильно с ней поступать. Вся жизнь — это путь самосовершенствования, и остановиться хоть на одном этапе — значит проиграть. Здесь даже старые сэнсэи неустанно учатся и на равных дерутся с молодыми. Прямо по заповеди Брюса Ли: «Я не мастер, я ученик-мастер. У меня есть знания и опыт мастера, но я продолжаю учиться. Я не верю в слово «мастер» и думаю о нем как о человеке, на котором можно поставить крест». Тем не менее в самой игре не звучат пафосные речи, а сражения не прерываются на обсуждение сути добра и зла. Capcom поступила очень хитро. Если вы хотите узнать историю вселенной и поближе познакомиться с персонажами, то... смотрите одноименные аниме, читайте мангу и изучайте соответствующие сайты. Иначе — никак. Вы можете пройти Street Fighter IV двадцатью пятью персонажами на высшем уровне сложности, овладеть всеми комбинациями и научиться кричать «Shoryuken!» на чистом японском, но это никак не поможет понять сюжет даже отдельно взятой четвертой части. Таковы уж азиатские нравы... Привести в порядок телоЕсли ты не владеешь собственным телом, как же ты тогда сможешь обрести Путь и владеть им? Ле-цзы
Принцип «постигни все сам» мог бы отправить в нокаут всех, кто сталкивается с игровыми единоборствами впервые. Благословят нас на битву и пошлют на чемпионат — о комбинациях ударов, дескать, в руководстве почитаете... К счастью, милосердие создателям отнюдь не чуждо. Перед тем как участвовать в мировом турнире, новичку советуют пройти в тренировочный зал. Выбираем любого персонажа и вместе с компьютерным болванчиком (ну да, эдакой грушей) попадаем на пустую арену. Здесь можно проверить все удары бойца, опробовать комбинации и освоить управление. Если надо — заставьте противника поставить блок, присесть или прыгнуть. Нашли интересное умение и хотите понять, как оно будет работать в реальном бою? Прикажите NPC ринуться в атаку. Вот вам и симуляция сражения. Не надо никуда выходить, все делается здесь же, после трех секунд шаманства с настройками. Даже если вы совершенно не понимаете, из чего состоят игровые единоборства и как надо наносить удары, не волнуйтесь, вас обучат. Заходим в раздел Challenge, выбираем закладку Trial и вновь попадаем в тренировочный зал. Только теперь у вас есть четкие задачи: ударить противника ногой, провести обыкновенный прием. Станет непонятно — можно посмотреть как. Разобравшись с простенькими комбинациями, переходите к сильным, потом к сочетанию нескольких приемов, ну а в конце придется нажимать пятнадцать-двадцать клавиш подряд. Это уже последние уровни в разделе Trial, и их проходят далеко не все. Как говорил Мохаммед Али: «Я видел, как Джордж Форман боксировал с тенью и тень выиграла». Но на этом тренировка не заканчивается. Есть еще один этап обучения, в почти реалистичных условиях. Вы попадаете на настоящую арену, противник немного дерется, а ваша задача — измочалить его самыми мощными комбинациями. Настолько дельного обучающего режима я раньше не видел. Разработчики тренируют игрока как перед настоящим чемпионатом мира. За несколько дней вы можете и не сыграть ни одного боя. Ведь учиться здесь тоже интересно. И когда ваши пальцы постигнут премудрости управления, а вы запомните основные комбинации — можно начинать кампанию. К ней вы подойдете во всеоружии. Выход на тропу смертиЗнать наперед намерения противника — значит, по сути, действовать как бог. Сунь-цзы
Когда только начинаешь играть, кажется, что главная трудность — управление. И стоит лишь научиться быстро нажимать клавиши, как жить станет вольготно и легко. Это действительно так. Если вы будете все приемы выполнять за секунду, то победите любого неприятеля практически мгновенно... ...на минимальном уровне сложности. У героя есть около пятнадцати комбинаций, которые после тренировки вы хорошо запомните и научитесь применять. Обуздать геймпад можно буквально за два-три дня, а через неделю вы будете большинство ударов выполнять автоматически. Но чему Training Mode вас не обучит вовсе, так это драться. Да-да, все, что вы умеете, — это быстро бить. Уже на среднем уровне сложности этого мало. Ведь противник начинает использовать тактики, а вам они неведомы. И потому все ваши мощные приемы, быстрые атаки и умелое складывание ударов в комбинации обернутся пшиком. Будете только бессильно наблюдать, как враг ставит блок, сбивает вас с ног, запрыгивает за спину и делает мощный бросок. А мировое первенство уплывает в радужную даль... Street Fighter IV выгодно отличается от тех единоборств, где приемов около сотни. Здесь их мало, и изучаются они быстро. Главная сложность — это понять, когда их применять, против кого, после чего, вместе с чем. В игре двадцать пять героев, и каждого надо знать досконально: кто как атакует и обороняется, каковы его основные приемы и как он строит тактику.
Сражаясь против Далсима, помните, что он всегда держится на дальней дистанции. Длинные руки и ноги ему позволяют избегать ближнего боя, как чумы. И учтите, что пытаться к нему подбежать смысла нет — он телепортируется на несколько метров в сторону, оставив вас с носом. Или возьмем Абеля. Он борец; если подпустить его к себе, он начнет чередовать броски с захватами и жизни вам определенно не даст. Попытайтесь держать его на расстоянии... ноги. Бьете, он отступает, еще раз — он вновь пятится. Ой, сюрприз!.. Абель кувыркается и оказывается у нас за спиной. И мир перед глазами резко сереет... Тем не менее помните: непобедимых у нас нет. Это против лома нет приема, а на каждую стратегию найдется другая стратегия, только придется хорошенько изучить противника. И тут вновь не помешает вспомнить, что героев в игре двадцать пять... Оценили масштаб? Думаю, еще не совсем. Кроме стратегий есть ведь еще те самые тактики. Вот вам пример из хрестоматийного Starcraft. Допустим, мы сказали, что зерги многочисленны и быстры. Но это ведь не значит, что в каждом бою они раз за разом нападают на тридцатой секунде десятью «собачками», убивают рабочих, и если проигрывают в ранней атаке, то и на всем сражении ставят крест...
Тактик в Street Fighter IV, конечно, не так много, как в Starcraft, но и сторон конфликта не три штуки. И сравнение я выбрал отнюдь не с потолка. Ближе к единоборствам только тактики в реальном времени, вроде DawnofWar2. Просто здесь под нашим руководством не целая армия, а один герой. Однако здесь также есть разведка, нападение, защита, выманивание противника, хитрости, контратака, захват удобной позиции, борьба за центр. Все происходит гораздо быстрее, и каждая ошибка или удачный маневр сразу же приносят плоды. Буквально мгновенно. Напоролись на блок противника — получите апперкот в ответ. Теперь ваш персонаж лежит на полу, а враг занял центр и готовится теснить вас к краю карты... простите, арены. И изучать Street Fighter IV приходится примерно так же, как и любую киберспортивную RTS. Смотрим видео сражений (кстати, здесь можно сохранять записи боев), читаем форумы, где придумывают новые тактики, изучаем слабые стороны персонажей противников и разбираемся в особенностях собственного бойца.
Чужие глаза напротивНет ничего полезного в разбивании досок. Доски не могут дать сдачи. Брюс Ли
Но глубокое и всеобъемлющее изучение игры необходимо только для битв против игроков. С компьютером справиться проще — просто сражайтесь с ним регулярно. Как бы умен он ни был — вы-то развиваетесь, а AI нет. Чтобы самосовершенствоваться, надо противостоять людям. Сетевые битвы устроены очень просто. Вы заходите в Windows Live и либо сами становитесь сервером, либо подключаетесь к сопернику. Десять секунд на выбор героя, еще пять — на арену, и вот вы уже стоите друг против друга, на экране зажигаются цифры: «3, 2, 1», а потом звучит приказ: «Fight!» Несколько минут, и бой окончен. Победитель получает очки, проигравший теряет их. Все начинается вновь. Сражения очень коротки. В этом главное отличие единоборств от многих чисто компьютерных жанров. Хотя консольщики и называют Street Fighter IV чересчур медленным, но мне кажется, что у него просто глубокий тактический потенциал. Увеличьте скорость, уберите прощупывание противника, уход в оборону, медленные и осторожные атаки — и мы с этой игрой уже пойдем разными путями. У сетевого режима Street Fighter большое будущее. Capcom плотно взялась за игру и собирается ее «расширять и углублять». Консольщики покупают новую одежку, мы, видимо, будем разоряться на дополнения. Но уличным битвам еще не видно конца... По крайней мере, пока каждый не постигнет свой Путь. Если вы всегда обрисовываете границы, физические или какие-либо еще, того, что можете сделать, это распространится на всю вашу жизнь — на вашу работу, на все ваше существо. Границ не существует. Есть горизонтальные участки стабилизации, но вы не должны на них останавливаться. Нужно выходить за их пределы. Если это убьет — пусть так. Вердикт: Street Fighter IV, несмотря на специфический жанр, получилась вполне подходящей для любимой нами платформы. Обилие тактик, неспешные бои и японская стилистика без уклона в аниме. | |||||||||||||||||||
Просмотров: 583
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |