Главная » Статьи » Игры » Руководства игр

Руководство и прохождение по "The Path"

Женщины похожи на лес: они так же таинственны и полны волков.

Я мог бы сказать вам, что The Path плохая ролевая игра, потому что «сюжетная ветка» в ней проходится максимум за полчаса, а «побочных заданий» и вовсе нет. Не считать же таковыми «случайные встречи»? Кроме того, в ней нет никакой возможности выбрать варианты диалогов или поведения вашего персонажа.

Еще я обязательно сказал бы, что эта игра — плохой квест, потому что в ней нет ни единой головоломки. Никогда вам не придется решать какие-то сложные задачи, чтобы продвинуться дальше. Впрочем, и несложных решать тоже не придется.

Ну и наконец, я не преминул завершить разгромный текст абзацем о том, что The Path — плохой «ужастик», потому что на самом деле в нем нет ничего страшного. Ничто не может понизить «шкалу здоровья» героини, ничто не может ей навредить по-настоящему... Разве это страшно?

Все это я мог бы сказать вам, но не скажу. Вместо этого давайте я для начала просто расскажу вам сказку...

Девочка и Лес I

Давай вернемся? Просто дай мне руку...

Здесь деревья достают верхушками до неба. Здесь редкий луч солнца пробьется сквозь плотные кроны. Здесь по земле всегда стелется туман и никогда нельзя понять, идешь ты туда, куда собирался, или уже просто бредешь куда глаза глядят, стесняясь признаться самому себе в том, что ты заблудился.

Здесь никогда нельзя вернуться на тропинку, однажды сойдя с нее.

Здесь нужно сойти с тропинки, чтобы вернуться...

Трава мягко сгибается под ногами, налетает откуда-то порыв ветра, и вот уже ты несешься, раскинув руки, сквозь лес, не глядя по сторонам и не замечая, как тает позади тропинка. Еще несколько шагов, и ты останавливаешься, чтобы отдышаться. Делаешь вдох, оборачиваешься и понимаешь... Понимаешь, что тропы уже не видно, что она осталась где-то далеко-далеко вместе с асфальтом дорог, бетонными панелями домов, назойливыми телефонами и прочей цивилизацией.

Ты оглядываешься по сторонам и знаешь, что сейчас ты даже не одинока в лесу, сейчас вас двое — ты и Лес. Он стар и многое повидал, этот лес. Он принимает тех, кто входит в него, но не всегда соглашается выпустить их.

Нет, он не злой. Он просто старый. В нем так много всего, что нет ничего удивительного, если, обойдя особенно толстый ствол, ты увидишь за ним стоящий на земле телевизор или автомобиль, а то и найдешь воткнутый в пень нож, именно такой, какой ты очень хотела когда-то иметь, чтобы защитить себя... В лесу есть все, и он подбрасывает тебе части себя так, чтобы ты смогла вспомнить давно забытое и почувствовать вновь те чувства, которые когда-то испытывала.

Или это лес испытывает тебя? Какой ты человек: веселый и беззаботный? Или мрачный и мечтающий о смерти? А может быть, ты просто хочешь, чтобы во всем был порядок? Лесу нужно это знать. Лес присматривается к тебе, изучает твой характер...

Сказка и быль

«Путь» начинается очень просто. Девочку в красном отправляют с гостинцами к бабушке, которая живет в маленьком домике посреди леса. Старая-старая, хорошо знакомая с детства сказка о Красной Шапочке. И вроде бы все понятно и известно: если сойти с тропинки, то обязательно спустя некоторое время встретишь Серого Волка, а он тебя съест.

Пусть Шапочка не одна — теперь их на выбор шестеро, от совсем маленькой девятилетней девочки до уж почти взрослой девушки, которой целых девятнадцать. Суть сказки-то от этого не меняется. И то, что каждой из «шапочек» обещан свой волк, тоже не ахти какое изменение оригинального сюжета.

В чем же отличие The Path от других «обновленных сказок»? Ведь была уже «новая» «Алиса» от Американа Мак-Ги, был мрачный Изумрудный город в Emerald City Confidential...

Там, где другие меняют только форму, изображая Чеширского кота со злобной ухмылкой и серьгой в ухе или делая Храброго льва продажным юристом, создатели The Path заставляют старый сюжет играть новыми красками. Сказка о том, что нужно слушать, что говорит тебе мама, и не бродить по лесу, вместо того чтобы идти куда отправили, превращается в притчу о потерях и приобретении жизненного опыта, в историю о детстве и взрослении. Простая на первый взгляд игра становится тонким психологическим тестом: разработчики сознательно оставляют многое за кадром, и игроку приходится додумывать развитие событий самому. И естественно, сделает он это в соответствии со своими ожиданиями и предпочтениями.

Я не заблудилась. Правда не заблудилась!

Каждая из шести героинь выходит на тропу с одной и той же задачей. Но для каждой из них прогулка по лесу превращается во что-то другое, в соответствии с их характером. «Путь» — не ролевая игра в обычном понимании этого слова, но живости персонажей могут позавидовать многие. На самом деле здесь есть то, что можно назвать «развитием персонажа», — но это не просто увеличение каких-то определенных показателей, «силы» или «ловкости». По лесу то тут, то там разбросаны «случайные встречи» — места, в которых девушки находят что-то, что напоминает им о их жизни, будь это старый колодец или театр под открытым небом. Каждое из воспоминаний, положенное героиней в свою «корзину», открывает игроку часть ее личности, показывает ее характер. И по мере наполнения «корзинки» игрок начинает лучше понимать, кем именно он управляет, чего хочет его персонаж. Герои в этой игре развиваются «вглубь», становясь все более и более понятными и живыми.

Это развитие да еще стремление понять того, кем управляешь, — именно то, что двигает игру вперед. Игрок здесь не будет чувствовать себя хозяином положения. Он не всесильный бог в этом мире, он лишь наблюдатель и, может быть, партнер. Игрок не управляет девушкой в полном смысле этого слова, он лишь подталкивает ее в нужную сторону. А вот что она будет делать в той стороне — это она решит сама. Это впечатление усиливается еще и тем, что игра не предполагает ни выбора реплик в диалогах, ни диалогов как таковых. Девушки, как и прочие люди и существа, которых можно встретить в лесу, молчаливы и предпочитают изъясняться языком жестов и эмоций. Разве что, когда героиня кладет воспоминание в «корзинку», на экране проявляется надпись, примерно раскрывающая ее мысли по этому поводу. Но и эти мысли обычно оказываются загадочными и путаными — какими и должны быть чужие мысли. Чужая душа — потемки, что возьмешь...

Мы уже успели привыкнуть к тому, что если в жанре игры присутствует слово «horror», то нас ждет проход сквозь строй, состоящий из зомби, упырей и прочей нечисти. Или темные помещения с узкими коридорами, в которых наверняка прячется что-то злое... В этой игре так не будет. Не будет неожиданно выскакивающих из-за угла скелетов, не будет страшных воспоминаний, которые герой хотел забыть. Страхи, которые будит эта игра, спрятаны в людях гораздо глубже. Если вы не готовы заглянуть в глубь себя, чтобы найти их там... Что ж, тогда The Path, скорее всего, останется для вас просто очень странной игрой о шести «красных шапочках».

Девочка и Лес II

Оставьте меня одну. Просто уйдите все отсюда.

...А может быть, это и не лес вовсе? И ты сейчас не бежишь, петляя между деревьями в тщетной надежде вновь выбраться на спасительную тропинку, а тихо лежишь дома в постели и тебе все это снится? А может быть, ты... Может быть, все это — просто бред сумасшедшего сознания, копающегося в самом себе, перебирающего воспоминания, пытающегося себя понять?

Все возможно. Лес — это место, где все вымыслы могут оказаться правдой. И неожиданно яркая и залитая солнечным светом лужайка окажется вдруг последней точкой на твоем пути. А мрачное кладбище вполне может быть милым и привлекательным местом. А потом луг и могилы поменяются местами. А еще чуть позже к ним присоединится зачарованный пруд, укрытый от остального мира пеленой тумана... Или это пар? Или...

Лес не врет. Он просто говорит ровно столько, сколько нужно для того, чтобы понимание мелькнуло в твоей голове и растаяло последним снегом, оставив после себя только странное чувство потери. Может быть, когда ты попадешь сюда в седьмой или четырнадцатый раз, ты сможешь наконец что-то понять, но пока что Лес предлагает тебе вместо этого чувствовать. Он верит — ты сможешь.

Здесь очень тихо, и совсем никогда не говорят вслух. Лишь иногда где-то вдалеке слышится вздох или вскрик. И бежать на них бесполезно — там никого нет. Может быть, это кто-то другой, такой же, как и ты, заблудившийся? А может быть, это просто память леса о таких людях.

И еще один звук, который ты никогда ни с чем не спутаешь и никогда не забудешь. Рычание и скрежет зубов. Следы на земле наверняка подскажут тебе, что это за зверь...

Игра и анти-игра

Маска... Все мы носим маски. Все мы — маски.

Определить, к какому жанру отнести The Path, — занятие сложное и, я бы сказал, во многом бессмысленное. Суть в том, что «Путь» нарочно сделан так, чтобы не быть похожим ни на что другое. Иногда он прямо отрицает те правила, которые приняты «по умолчанию» в других играх.

Начну с того, что задам вам простой вопрос: как часто игра врала вам? Не персонажи в игре — это вещь редкая, но тем не менее кое-где встречающаяся, — а сама игра? Представьте, что в каком-нибудь Fallout или Neverwinter Nights герою дают задание. В его «дневнике» появляется запись вида: «пойти туда-то, убить того-то». Герой, естественно, идет и это задание выполняет — иначе ведь он ни на йоту не продвинется вперед, а сюжет не получит развития.

Что делает «Путь»? В самом начале на экране монитора появляется огромная надпись: «Иди к дому бабушки. И ни за что не сворачивай!» Хорошо, думает игрок, привыкший получать прямые и недвусмысленные задания. В полном соответствии со сказанным он припускает бегом по хорошо освещенной и утоптанной тропинке и через несколько минут уже стоит у ворот заборчика, огораживающего тот самый бабушкин дом. Игрок открывает ворота, входит внутрь, и...

И тут игра заканчивается, показывая издевательскую надпись «Failed!», а девушка, которой управлял игрок, снова доступна для выбора на «главном экране». «Где ошибка? Что же не так, ведь я делал именно то, что мне было сказано?» — думает игрок.

Задумайтесь: если строго-настрого наказать ребенку не делать чего-то, например не ходить в лес, и оставить его одного, без присмотра, послушается ли он? Особенно если он очень-очень хочет узнать, что же там в лесу?

Не будет он слушаться. Свернет в сторону при первой же возможности. Вот и вы сверните вместе с ребенком. Потому что в «Пути» не нужно думать как игрок, здесь нужно думать как тот, кем вы управляете.

Второй пример «отрицания правил» не так велик, как предыдущий, но тем не менее заметен. В большинстве игр для того, чтобы персонаж что-то сделал, нужно нажать определенную клавишу или кнопку мыши. Хотите ударить — нажмите кнопку. Хотите поговорить — нажмите другую. Хотите дернуть за рычаг — правильно, еще одна кнопка вам в помощь.

«Путь» предполагает совсем другое. Для того чтобы любая из девушек что-то проделала, игрок должен оставить ее без присмотра. То есть вообще не нажимать никаких кнопок. И только тогда предоставленная сама себе героиня подберет нужную вещь или начнет «разговор» с незнакомцем. В общем, стоит дать марионетке волю, перестать дергать ее за ниточки — и она покажет свой характер, она начнет жить своей собственной жизнью, а не будет изображать жизнь по воле игрока.

Еще одна интересная особенность, отличающая «Путь» от других, — это зависимость обзора от того, идет ли героиня медленным шагом или бежит, не глядя по сторонам. Во многих играх — и ролевого жанра, и в квестах, — бег от ходьбы отличается только скоростью передвижения персонажа. Поэтому если в настройках игры есть пункт «всегда бежать», его обычно тут же включают — передвигаться быстро обычно выгоднее. Иногда бег специально ограничивают условной «шкалой выносливости», которая расходуется при быстрых движениях. «Путь» здесь сделал совсем другой поворот. Бегать можно сколько угодно — ни одна из девочек не устанет и не выдохнется после стометровой пробежки. Есть только одно «но»: стоит зажать клавишу и броситься вперед, как точка зрения камеры поднимается вверх, куда-то к кронам деревьев, сужая обзор. А предметы, которые разбросаны по лесу, вообще могут исчезнуть с экрана. Поэтому если хотите что-то разглядеть, ходите медленно...

Можно ли за это упрекнуть игру, сказав, что так она искусственно затягивается? Наверное, можно. Но с другой стороны — когда человек бежит, много ли он успевает увидеть? Тем более если бежит он по лесу, между деревьев, — будет ли у него время вертеть головой по сторонам в поисках «чего бы такого еще рассмотреть»?

Не знаю, откуда посреди леса взялось кресло, но отдых мне не повредит.

Прибавьте к перечисленному еще и то, что в «Пути» нет какой-то заданной последовательности действий. Нет ничего, что игрок должен делать. Есть только вещи, которые он может сделать, если хочет. Да, на финальной картинке подводится статистика — количество подобранных «воспоминаний», длина пройденного пути в метрах и общая оценка успешности... Но и это перечисление успехов и неудач игрока смотрится как насмешка над другими играми, в которых «собрать все предметы» становится самоцелью. А здесь даже автор игры не может точно сказать, возможно ли полностью заполнить «корзину» девушек...

«Путь» настолько резко отрицает обычные и кажущиеся незыблемыми «правила игры», что и «игрой» его можно назвать только по привычке. В него можно играть, но вряд ли можно «выиграть». Можно потратить кучу времени на сбор предметов или растущих в лесу цветов и... И ничего за это не получить и расстроиться, так и не поняв, что этими цифрами и статистикой «Путь» намеренно отвлекает игрока, маскируясь под обыкновенную игру.

На самом деле это просто «анти-игра». Анти-игра, которая, может быть, и могла бы играть сама в себя, но в нужный момент она обернется, посмотрит через плечо на игрока и подмигнет, приглашая помочь, подтолкнуть в нужную сторону. Анти-игра, одна из задач которой — хотя бы на секунду перевернуть ваше представление о том, что такое игры, с ног на голову. Может быть, в таком положении вы сможете взглянуть на этот мир чуть-чуть по-другому. И понять одну страшную правду: самый страшный «волк» в этой игре находится не в лесу, по ту сторону экрана, а сидит за клавиатурой по эту его сторону.

Девочка и Лес III

Тихо, тепло и спокойно... Так хорошо.

...Это волк. Но не надейся, что это будет обыкновенный серый волчара, которого ты могла видеть в зоопарке. О нет, Лес не был бы Лесом, если бы позволил себе это. Для каждого человека он припас своего зверя. Чего ты хочешь? К чему стремишься, о чем мечтаешь? Думаешь, что ты действительно желаешь этого? Лес недаром изучал тебя так пристально. И скоро ты получишь именно то, чего тебе хотелось. Мечтатели найдут наконец, волшебство, а те, кто хотел умереть... Что ж, вы действительно этого хотели?

И после этого Лес отпустит тебя. Все вокруг будет бесцветно-серым, будет лить дождь, а ты... Ты, еле передвигая ноги, подойдешь к воротам, толкнешь их и войдешь в дом. Дом, в который ты могла бы попасть уже давно, если бы не Лес.

Что с тобой случилось? Ты умерла? Или, может быть, просто оставила часть себя Лесу? Может, он просто взял с тебя плату за то, что ты так бесцеремонно вторглась в его владения, за то, что ты рвала цветы и бегала по нему, широко раскинув руки. И еще за то, что, ничуть не заботясь о последствиях, бросилась навстречу своей мечте.

А я вот сейчас как вылезу на дерево! Да как увижу все-все-все!

Где ты? Это действительно то место, куда ты хотела попасть? Или Лес не выпустил тебя на самом деле, дав только иллюзию освобождения, а сам уже давно врос в тебя, стал частью тебя, пустил корни... И теперь ты — только часть Леса.

Найденные тобой предметы уже заняли надлежащие им места в доме, который, похоже, тоже не прочь пошутить с твоими глазами. Едва ты стараешься вглядеться во что-то внимательнее, как неожиданно начинает темнеть и снова становится страшно. И ты идешь... Неважно, куда ты хочешь идти, — ты идешь вперед и только вперед. Свернуть с этого пути уже нельзя. Ты выбрала его раньше, когда зашла под кроны деревьев в тишину леса. Теперь все, что ты делала там, определяет твою дорогу здесь. И конец этой дороги.

Темнота.

Вердикт:

Страшная сказка для взрослых, которая может быть истолкована совершенно по-разному. Что именно случилось с ее героями и каким был конец их пути, решать придется игроку. И каждое решение будет правильным...

Категория: Руководства игр | Добавил: romby123 (02.07.2013)
Просмотров: 340 | Комментарии: 1 | Теги: Руководство и прохождение по The Pa | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]