Главная » Статьи » Игры » Руководства игр

Руководство и прохождение по "Velvet Assassin"

Думаете, это легко — уговорить родных на постоянное отсутствие, а зачастую еще и безденежье на протяжении нескольких лет? Как объяснить маленькому сынишке, что компьютер — не главный в семье? Что и говорить, работа разработчиков компьютерных игр имеет и далеко не романтичные стороны.

Ох уж эти долгострои — причины подобных ситуаций... У каждого — своя история. Какие-то доживают до релиза с минимальными изменениями и довольными улыбками разработчиков, иные — полностью переработанными. А некоторые не доживают вовсе. В таких условиях первый вариант — счастье. Но это для разработчиков. А что игроки? Что получают на выходе они: устаревшую на несколько лет и вымученную игру, воплощение самых смелых идей создателей или очередной проходной продукт?

Бархатная Виолетта

Такое предательство не прощается.

Действие одного из таких проектов, нового шпионского боевика Velvet Assassin, разворачивается во время Второй мировой войны. Тема, что говорится, затасканная, причем всеми, кому только не лень. Но глубокая — что игра нам в очередной раз и демонстрирует.

Главная героиня Виолетта Саммерс — агент британской разведки, заброшенная в оккупированную Францию. Ей предстоит несколько подрывных (а кто бы сомневался?) миссий в глубоком тылу с глобальной целью помочь Сопротивлению.

Это интересно: образ Виолетты Саммерс имеет историческую основу — Виолетту Жабо, агента британской разведки, хотя в игре на это нет никаких намеков.

Повествование на протяжении всей игры делится на две сюжетные линии: ролики демонстрируют нам лежащую в коме Виолетту и события, разворачивающиеся вокруг нее, а во время самой игры мы будем погружаться в ее же воспоминания о моментах до того, как она в эту кому попала. История эта непростая, поначалу кажется, будто Виолетта вообще мертва, и только ближе к середине игры мы понимаем, что это не так. Подается это всё настолько выверено и мастерски, что держит в напряжении до финала. Да, один из светлых моментов игры.

История настоящей Виолетты Жабо (Violette Szabo) слишком коротка, чтобы на ее основе можно было бы выстроить интересную игру, поэтому разработчики взяли лишь ее образ, заменив реальные события выдуманными. Саммерс, в отличие от Жабо, работает не только во Франции, но и в Варшаве, в Гамбурге. Да и прожила она, судя по всему, много дольше.

Все шпионы делают это

Славно отпраздновали...

Игровой процесс Velvet Assassin четко следует канонам жанра. В то время как многие подобные (по духу) серии уходили в сторону повышения доли нескрытого действия, игра разработчиков проповедует чистокровные шпионские начала.

Что накладывает свой отпечаток. Мы снова, словно Гэрриот из Thief, крадемся по темным коридорам, выключаем освещение, как Сэм Фишер из Splinter Cell, устраиваем немцам ловушки, как это было в «Смерть шпионам». Со всеми сопутствующими жанру условностями.

Так, если Виолетта находится в тени, немцы ее не замечают. Совсем. Если в погруженных во мрак коридорах это смотрится еще нормально, то, когда действие происходит на открытом воздухе, доходит до смешного: Саммерс в полдень прячется в небольшой тени от кустиков за пару шагов от патрульного — и тот в упор не замечает девушку. Или вот еще: один из немцев замечает Виолетту, но вскоре теряет из виду. Пошатавшись с минуту по окрестностям и не найдя ничего подозрительного, он, недовольно пробурчав что-то себе под нос, вернется к своим обязанностям. Если бы все противники в реальности были таковы, Вторая мировая закончилась бы, не успев начаться.

Однако тут надо просто принять правила игры. Это такой жанр. И тогда Velvet Assassin заиграет совершенно другими красками. И вам, уже заинтересованными сюжетной интригой, ничего не останется, кроме как наслаждаться главным действием игры. Убийствами.

Умирать лучше поодиночке

Этой женщине нечего терять.

Эта фраза, глубокомысленно оброненная Саммерс в самом начале игры, ярко отражает ее суть. Убивать будем по очереди. Сначала одного, потом, оттащив его тело в сторонку, и второго. Третьего, десятого, сотого.

Разработчики предоставили игроку максимум свободы в очерченном жанре. Многие игры подобного толка проповедуют какой-то один верный способ, задуманный дизайнером игры, и постоянно подталкивают игрока к нему. Здесь тоже такое присутствует, но выбор всегда остается за нами. Не можете десятый раз кряду тихо пройти одну комнату, напичканную солдатами вермахта по самое не хочу? Не проблема, есть пистолет. И хоть патронов очень мало, если постоянно менять дислокацию и целиться точно в голову, враги будут убиты.

Это интересно: чтобы было легче играть, разработчики реализовали в Velvet Assassin принцип так называемых «закрытых комнат». Это значит, что локации четко отделены друг от друга, и резня в одной нисколько не волнует противника в другой. Условность? Да, но она позволяет играть.

Но, зная немецкую культуру, можно предположить и более изощренные методы расправы над врагом. И они есть, и их несколько. Во-первых, можно подкрасться к солдату сзади, и, если у того на поясе висит граната... Ну вы поняли, да? Чека тихонько выдергивается, Виолетта срочно, но на корточках (звучит смешно, но играется крайне напряженно!) ретируется куда подальше. Несколько секунд — и патрульный эффектно умирает. Если недалеко были другие солдаты, вы, конечно, выдадите свое присутствие. Но ведь Виолетта может свистеть, привлекая внимание врага. Выдернуть чеку у одного и, убегая в сторону, насторожить остальных свистом (они тут же двинутся в то место, откуда раздался звук), и если всё рассчитать верно, то от взрыва погибнут все: и несчастный солдат, и поравнявшиеся с ним товарищи. Каково, а?

А во-вторых, можно подождать, пока один из противников не наступит на лужу бензина. Выстрел — и тот горит. Враги сбегаются на шум, оставляя свои посты, а Виолетта тихонько крадется к цели.

В-третьих, существует электричество. Немецкие солдаты — сущие розотеи, они оставляют где ни попадя оголенную проводку. А тут лужа. Рубильник-то выключен, но, если уж балбес-немец еще и наступит в эту лужу, Саммерс ничего не остается, кроме как ситуацию с рубильником исправить.

В-четвертых, на уровнях повсюду стоят бочки с бензином, а позже — и с ядовитым газом. Бензин взрывается, яд убивает всех оказавшихся поблизости без противогаза. В камерах с газом можно просто подкрасться к врагу и резким движением снять с него противогаз...

Вы думаете, это всё? Как бы не так. У Виолетты есть морфий. Сюжет, рассказывающий о прикованной к кровати и бредящей Саммерс, частично «прощает» использование морфия в ее воспоминаниях, объясняя это введением обезболивающего в реальности. Но всё равно смотрится сюрреалистично: на короткое мгновение девушка оказывается одетой в легкую сорочку (именно в ней она лежит в кровати), вокруг пляшут кровавые... кляксы, и время замедляет свой бег, позволяя агенту устранить врага без проблем — даже если тот нас видит.

Золотые краски осени сливаются с багрянцем проливаемой крови.

Это интересно: заботящаяся о наших душах и неокрепшей психике всемогущая ESRB поставила поначалу игре слишком суровый рейтинг. В частности — из-за применения «наркотика». Разработчики проявили настоящую выдержку, не согласившись с рейтинговой организацией: морфий во время Второй мировой войны вводился раненым прямо на поле боя в виде мощного обезболивающего. Так что исторический реализм соблюден, и рассуждать тут нечего. ESRB была вынуждена согласиться скрепя сердце и скрипя бюрократической машиной и выставить рейтинг «MA» — «от 15».

Морфий попадается в игре нечасто, но в виде последнего средства, когда вас обнаружили, а патронов нет, подходит замечательно. Очень ценный ресурс, особенно с учетом того, что всегда существуют непредвиденные обстоятельства.

Но все эти способы — от лукавого. Игра строится на применении ножа. Именно это страшное оружие убийства (больше похожее на широкий штык, нежели на нож) Саммерс будет использовать чаще всего. И тут немцы (разработчики, не противники в игре) показали себя во всей красе: существует более 20 (двадцати!) вариантов анимации для бесшумного убийства, и большинство — как раз с применением ножа. Если же в руках у нашей героини другое оружие, то и убивать мы будем им же — но тихо. Раскрывает все эти способы игра не сразу, позволяя нам привыкнуть к происходящему. На первых порах Виолетта будет просто (звучит, да? — «просто») перерезать врагам горло и всаживать нож в спины. По самую рукоять, между прочим.

Это интересно: при всей жестокости в игре почти нет крови. Когда Виолетта вплотную приближается со спины к противнику — а только в этом случае она может совершить бесшумное убийство, — картинка окрашивается в красный цвет. Ну и правильно, ни к чему нам созерцать еще и вражеские кишки...

Потом убийства станут изощреннее: сначала подрезать сухожилия, а когда противник начнет заваливаться на спину, сунуть ножом куда-то между шеей и грудной клеткой. Или насадить солдата на нож и рывком вскрыть ему всю брюшную полость. Или ударить ножом в промежность, а когда противник упадет на колени, добить в горло! Автор этих строк довольно давно знаком с жестокостью немецких произведений культуры (взять хотя бы их вариант «Золушки», в котором сестры отрезали себе пальцы, чтобы туфелька налезла на ногу...) и был готов к подобному. Но шок таки наступил: в последних миссиях вставшая с кровати Виолетта (в одной окровавленной сорочке и с безумным выржением лица — для пущего контраста) подсекала врагам ноги и убивала упавших немцев... бешеными ударами ножа в грудную клетку. Не менее десяти ударов. Становилось не по себе.

Вы всё еще помните, что играете в шпионский боевик?

Легкость бытия

Удар был настолько неожиданным, что автомат солдата в буквальном смысле прирос к руке.

И всё же именно так и есть. Несмотря на обилие возможностей устранить противников, самый легкий способ — именно скрытные действия. Хоть убивать и необходимо, проще это сделать тихо.

Но самая важная особенность игры, серьезно отличающая ее от многих других, — атмосфера. Вернее, ее присутствие. Строится она, кроме прочего, с помощью трех составляющих: общего визуального восприятия, музыки, а также диалогов и сюжета.

Графика в Velvet Assassin немного устарела, хотя это не сильно заметно (кстати, настройки в меню на качество картинки практически не влияют). Но вот те цвета и краски, с помощью которых передается жестокость военных действий, бездушие массовых «зачисток» еврейских кварталов, циничность сжигания деревни заживо... Эти моменты составляют едва ли пятую часть игры, но они настолько сильно переживаются, в том числе и за счет отпечатывающейся на сетчатке картинки... Музыка в игре подобрана под стать происходящему — крайне тревожные тона, неожиданные взрывные моменты. Всё выполнено очень тщательно и проходит полное соответствие творящемуся по ту сторону монитора.

Но самую важную часть несет именно сценарий. Зачастую перед тем, как что-то сделать, Виолетте приходится выслушивать пространные диалоги фашистов. Поначалу это вызывает недоумение: зачем, мы тут бочки взрываем, пустите скорее! Чуть позже в них начинаешь вслушиваться, а потом и вовсе не пропускаешь ни одного. В этих диалогах немцы предстают и обычными людьми, попавшими в водоворот войны (рассуждают о доме, привычных вещах, эстетике того или иного момента и тому подобном), и самыми жестокими военными преступниками (играют с пленными, устраивая догонялки со смертью). Одних хочется пожалеть, пройти стороной, а других — убить, и убить жестоко. Например, сцена, когда офицер, заставив молодого штурмовика расстрелять группу евреев, учит его не жалеть ни детей, ни стариков, заставляет подняться в полный рост и, невзирая на правила игры, выпустить в обоих всё содержимое единственной обоймы. И плевать, что там дальше...

И, усиливая этот эффект, финальные аккорды Velvet Assassin цинично бьют в сердце мироощущения героического освободителя-диверсанта. Куда бы ни шла Саммерс, ее окружает только смерть. И смертей простых, ни в чем не повинных людей почему-то оказывается гораздо больше, чем смертей тех самых фашистских убийц. Что это — наказание за жизнь Виолетты или безысходность? И хоть игра не вызывает каких-то сверхординарных восторгов в плане игрового действия, именно эта атмосфера сильно добавляет ей шансов.

Второй-первый блин

Чем-то обернется очередная высадка?

А недоработки всё же есть. К ним можно смело отнести ролевую систему. Зачем она вообще понадобилась разработчикам, не совсем понятно. Но действует это так: в ходе заданий Саммерс во всяческих закоулках может находить так называемые коллекционные предметы — портсигары, кортики, медали. Каждая такая вещь имеет стоимость в баллах, а за каждую тысячу баллов Виолетта может выбрать одно улучшение самой себя. Из доступного: увеличение количества переносимых с собой шприцов с морфием, а также увеличение времени его действия, более быстрое перемещение в режиме скрытности и увеличение доступного Виолетте здоровья.

Даже если вы соберете всю коллекцию, все пункты улучшить не получится. Приходится выбирать. Но проблема в том, что серьезных видимых изменений этот выбор не приносит. Можно пройти всю игру, не улучшив ни одного пункта. Тогда к чему?

Второй не очень приятный момент — лишние ограничения. Можно понять многие условности игры, но зачем разработчики закрыли до поры некоторые локации? Так, не найдя по пути взрывчатки, на склад, который необходимо взорвать, пройти не удастся. Почему, черт возьми? Может, я хочу сначала устранить охрану склада, а уже потом искать и устанавливать заряд? «Вы не можете пока что туда пройти, потому что не можете пройти».

И, наконец, это немного однообразные действия Саммерс. Нет, сами задания довольно интересные, хоть и типичные — выкрасть секретные документы, устранить офицера, взорвать склад. А некоторые — довольно свежие, например, устранить провалившихся агентов до того, как они расколются под пытками. Жалко, не было задания «закончить войну» — уверен, Виолетта бы справилась.

Но это задания, а действие... На протяжении всей игры мы только и будем что прятаться и убивать, убивать и прятаться. Изредка случаются моменты озарения (например, переодевание в форму немецкого офицера), но таких моментов — кот наплакал. Бывали случаи, когда хотелось сделать что-то вопреки: не красться по складу, а в открытую броситься на врагов врукопашную. Так и хочется крикнуть: удивите меня, держите в напряжении — и не только сюжетом, но и действием!

В связи с этим интересен тот факт, что Velvet Assassin должна была стать первым проектом Replay Studios. Но из-за проблем с издателем, его сменой и поиском нужной концепции разработка затянулась более чем на пять лет. В результате создатели успели по ходу дела выпустить неплохую аркадную гонку Crashday и начали работать над новым проектом. Так что Velvet Assassin по праву можно считать первым блином немецких игроделов. Который всегда в чем-то — комом.

• • •

А тем временем игроки получили ни первое, ни второе, ни даже третье. Удивительное сочетание яркой атмосферы, сюжетной интриги, напряженного действия — и некоторого занудства геймплея, нескольких нестыковок и притянутых за уши игровых элементов. Velvet Assassin — далеко не шедевр, но и посредственной игрой это не назовешь. Потому что заставляет сопереживать, десятки раз переигрывать сложные эпизоды, а потом — врезается в память. Да и в условиях наметившегося острого дефицита настоящих шпионских боевиков игра пришлась очень кстати. Всем любителям жанра рекомендуется в первую очередь. Да, проект нельзя назвать «убийцей» Hitman’а или Splinter Cell’а. Но игре это и не нужно — она просто другая, совсем другая.

Вердикт:

В отсутствие серьезных конкурентов по жанру Velvet Assassin чувствует себя весьма неплохо, но, кроме того, может похвастаться наличием великолепной атмосферы и небанальным сюжетом

Категория: Руководства игр | Добавил: romby123 (02.07.2013)
Просмотров: 729 | Теги: Руководство и прохождение по Velvet | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]